Мы ведем внутренние поиски, но пока никто не рассматривается , – сказал губернатор Валерий Радаев о подборе претендентов на замещение вакантной должности заместителя председателя областного правительства по социальной сфере. Занимавший этот пост Андрей Россошанский покинул региональный кабмин в конце ушедшего года.
Называли самые разные причины ухода Андрея Владимировича – от неумения его работать планово, методично и рутинно до большого пристрастия к активному отдыху. От недовольства Россошанским руководства региона до непринятия зампредом стиля руководства области. Как бы то ни было, но Андрей Владимирович из правительства уволился.
И сегодня областное правительство работает без одной ключевой фигуры в штатном расписании. Как бы скептически мы ни относились к должности социального зампреда, все прекрасно понимают, что социалка – это основной, тяжелый, бюджетный и энерго- и нервозатратный сектор работы власти любого уровня. Потому как государство у нас по-прежнему, как это ни странно и ни печально, считается опорой и надеждой народа. А бюджет – социально ориентированный. То есть большая часть региональной казны должна тратиться на нужды населения. Малообеспеченного и незащищенного. К сожалению, к таковым (малообеспеченным) у нас до сих пор относятся врачи, учителя, работники культуры и сотрудники детских дошкольных и спортивных учреждений. А еще есть инвалиды, безработные, попавшие в сложную жизненную ситуацию. А еще Короче, социальная сфера – это практически вся наша жизнь.
И эта вся наша жизнь сегодня осталась без руководителя. Нет, конечно, есть отраслевые министры, начальники управлений, отделов и прочих структурных подразделений. Но координатора руководящей и направляющей всех этой сложной машины, называемой социальная сфера , нет. Идут внутренние поиски . Видимо, идут с трудом. Потому как на эту расстрельную должность подобрать классного специалиста очень сложно. Неспроста за всю новейшую историю Саратовской области на посту зампреда областного правительства начиная с 1996 года сменилось всего семь человек. Даже при безумной текучести кадров правительства Аяцкова социалкой в разное время ведали всего пять человек. У Ипатова социальных зампредов и вовсе было только двое.
На хрупкие женские плечи. Но не в полном объеме
Первой руководить социальным блоком Дмитрий Аяцков поставил Валентину Боброву. И это назначение было скорее компромиссным, чем прагматичным. Но сначала надо сделать краткий экскурс в историю.
Областная дума начала работать в 1994 году. В то время регионом руководил глава администрации Саратовской области Юрий Белых, который с думой не дружил. Молодой (46 лет) и амбициозный Дмитрий Аяцков смог пробить свое назначение на должность руководителя региона. Но для плодотворной работы Дмитрию Федоровичу нужна была поддержка законодательного собрания региона. Которое на тот момент было независимым, умным и зубастым. Но Аяцков тогда умел договариваться и идти на компромиссы.
Короче, Дмитрий Федорович пригласил в свое правительство на ключевые должности ряд депутатов. Тогда законодательство позволяло совмещать госслужбу и депутатство. Среди приглашенных была и Валентина Боброва, которая и сегодня остается невероятно активной общественницей. А двадцать лет назад Валентина Михайловна, профессиональный общественный деятель, энергию не просто излучала, она ею полыхала. Вообще-то Валентина Михайловна окончила Волгоградский педагогический институт, но практически всю жизнь проработала в комсомольских и профсоюзных организациях.
Почему из всего депутатского корпуса была выбрана именно Боброва? Наверное, потому, что с партийно-коммунистических времен было принято, что за социальную сферу отвечали женщины. Может быть, и потому, что Аяцкову надо было привлечь на свою сторону самых активных и шумных депутатов.
Насколько была плодотворна деятельность Валентины Михайловны Бобровой на посту заместителя областного правительства – не известно. Занимала кабинет зампреда она очень недолго. Через год после назначения и избрания Дмитрия Аяцкова на пост губернатора Саратовской области (апрель и сентябрь 1996 года соответственно) состоялись выборы в областную думу второго созыва. Одновременно вышел закон о невозможности совмещения работы в исполнительных и представительных ветвях власти. Боброва предпочла депутатскую деятельность. Как и Владимир Чуриков, который тоже был зампредом областного правительства и одновременно министром образования, а в областном заксобрании второго созыва стал заместителем председателя думы и председателем бюджетного комитета. Валентина Боброва возглавила комитет по социальной политике. Министром здравоохранения и одновременно заместителем председателя правительства был Владимир Марон.
Великий и ужасный
После ухода из правительства Чурикова и Бобровой полноправным социальным зампредом стал всемогущий Владимир Марон.
На самом деле ужасным он был для нерадивых подчиненных. Потому как Владимир Михайлович был руководителем въедливым, дотошным. Старался разобраться в вопросах до мелочей. При этом не стеснялся задавать вопросы тем, кто обязан по должности вникать в тему глубоко и основательно. И горе тому, кто не смог ответить на вопрос Марона. Потому как обладающий невероятным чувством юмора Владимир Михайлович мог приложить провинившегося так весело и жестко, что чиновный люд боялся Марона панически.
На пост зампреда правительства Владимир Марон перешел с должности министра здравоохранения. До того как Владимир Михайлович начал руководить областным здравоохранением, он трудился главным врачом одной из саратовских больниц. Надо сказать, что медсанчасть Саратовского подшипникового завода, которая могла дать фору многим областным учреждениям здравоохранения, но называлась именно медсанчастью, под руководством Марона стала одним из лучших лечебных заведений области. И оставалась таковой достаточно долго. Но это уже другая история.
Итак, системный, жесткий, умный, ироничный, властный, не стесняющийся спрашивать и учиться, работоспособный Владимир Марон был, думается, лучшим руководителем высшего звена, отвечавшим за социальную сферу. Во времена его руководства этим сегментом особых проблем с социалкой не было. И это в условиях тотального недофинансирования и постоянного дефицита бюджетных средств. Просто Марон, менеджер от бога, умел договариваться, поручать, спрашивать. Короче, руководить. При этом чем руководить, значения не имело.
Потому в сентябре 2002 года, после ухода вице-губернатора Сергея Шувалова в областную думу, Владимир Марон занял его должность, и кабинет зампреда по социальной сфере опустел. Но Марон не был бы Мароном, если бы тут же не подыскал себе замену. Не то чтобы равнозначную, но вполне достойную.
Большие отставки
На место заместителя председателя правительства по социальной сфере был назначен верный соратник Владимира Марона Александр Гатвинский. До повышения Александр Николаевич занимал пост министра труда и социального развития.
Спокойный, деликатный, покладистый и обходительный Гатвинский ничем особенно выдающимся не запомнился, но он как минимум старательно поддерживал систему, выстроенную Мароном. Естественно, при поддержке начальства. Трудился зампредом Гатвинский два года. В августе 2004 года Дмитрий Аяцков отправил свое правительство в отставку. В полном составе. Некоторых потом взял обратно, но ни Гатвинский, ни Марон в их число не вошли.
На пост заместителя председателя по социальной политике был назначен ничем не примечательный бывший министр образования Виктор Чепляев. Новое правительство Аяцкова просуществовало совсем недолго – в начале 2005 года сам Дмитрий Федорович Аяцков был отправлен в отставку.
При новом губернатора Павле Ипатове ни Марон, ни Гатвинский, ни тем более Чепляев востребованы не были. Павел Леонидович старательно открещивался от предшественника, и его кадры нового губернатора не интересовали. Впрочем, все социальные зампреды времен Аяцкова в Лету не канули. Валентина Боброва и поныне видный общественный деятель. Марон и Гатвинский занимают не самые последние посты в серьезных коммерческих банках, а Чепляев работает в поволжском институте управления (бывший ПАГС).
Сильная и милый
Как бы ни странен был принцип подбора кадров Павлом Ипатовым, с социальным зампредом он не промахнулся. А пригласил к себе на работу Наталию Старшову. Когда-то комсомольская функционерка, Наталия Ивановна Старшова сделала себя на должности руководителя аппарата областной думы. Она царствовала в законодательном собрании области практически на равных с ее председателем. Старшова выстроила такую систему работы думского аппарата, что она, система, работает до сих пор. Несмотря на многочисленные смены председателей, течений и веяний. Но на каком-то этапе депутатам надоел матриархат, и они ушли Наталью Ивановну из думы. Какое-то время Старшова была не у дел, но потом ее рабочий и организационный потенциал нашел применение в администрации Саратова, а затем и в правительстве области.
Очень системный и опытный организатор, Наталия Ивановна совершенно диссонировала со странным правительством Павла Ипатова. Наверное, поэтому буквально через год после ее назначения пошли слухи о скором увольнении Старшовой. Слухи ходили много лет. К этому времени, видимо, работа в правительстве надоела и самой Старшовой, которая подала в отставку.
А до этого она пыталась создать свою систему руководства социальной сферой, потому как ту, которая была создана Мароном, уже похерили. Насколько Старшовой удалось совладать с социалкой, судить уже поздно.
Но тогда место запреда опустело. Если в правительстве Аяцкова увольнения-назначения происходили в течение одного-двух дней, то в этот раз кандидатуру на расстрельную социальную должность искали достаточно долго. Старшова ушла 5 августа, Алексей Данилов был назначен на освободившееся место только 24 сентября.
До того как возглавить социальный блок, Алексей Николаевич руководил региональным управлением Роспотребнадзора.
Но как следует обосноваться в земпредовском кресле Данилову не удалось. Глава правительства Ипатов был отправлен в отставку в конце марта года. И правительству почти в полном составе пришлось отправиться за ним.
Но знающие люди говорят, что зампредом Данилов был вполне приличным.
Восемь месяцев – и только
Андрей Россошанский трудился в областном правительстве восемь месяцев. Точнее, в должности заместителя председателя правительства Россошанский трудился восемь месяцев в правительстве Радаева. Потому как Андрей Владимирович работал и в правительстве Аяцкова. И вроде бы даже не один раз – сначала руководил спортом, а потом СМИ. Но оба раза тоже недолго.
В некотором роде и СМИ, и тем более спорт – это социальная сфера. Но тем не менее, придумать более странную кандидатуру для назначения на должность социального зампреда было сложно. Хотя С назначениями в кабинет министров имени Радаева всё непросто.
О каких-то свершениях Россошанского на посту зампреда говорить не приходится: слишком мало времени прошло. О промахах и проколах, за исключением регулярно отменяемых совещаниях, тоже. И по той же причине.
Единственное, что можно сказать, – что Андрей Россошанский по определению не способен на системную работу. Так что о наведении порядка в социалке Россошанским могли говорить только утописты.
Доставка диссертаций из РГБ на электронную почту(от 1 часа до 2 рабочих дней)
Модернизация управления службой занятости. На примере Саратовской области
Диссертация
Автор: Гатвинский, Александр Николаевич
Заглавие: Модернизация управления службой занятости. На примере Саратовской области
Справка об оригинале: Гатвинский, Александр Николаевич. Модернизация управления службой занятости. На примере Саратовской области. диссертация. кандидата социологических наук. 22.00.08 Саратов, 2000 159 c. 61 01-22/162-1
Подождите идет оформление заказа
Глава 1 Политика занятости как институт цивилизованного общества
11 Политика занятости Саратовской области
12 Организационный и институциальный статус службы занятости
Глава 2 Служба занятости как система социального регулирования
21 Научно-практические основания модернизации управления службой занятости
22 Организационный контекст управления службой занятости
23 Маркетинговая стратегия как социально-управленческий подход
Введение:
Актуальность работы связана с необходимостью создания действенных организационных механизмов реализации прав человека на труд, социальную защиту, образовательные услуги. Необходимость методологической разработки политики занятости обусловлена потребностью российского государства и общества в новых подходах к осмыслению спектра и характера социальных гарантий, качества социальных услуг и технологий социального развития. Проблема политики занятости в условиях осуществления реформ, перехода к гражданскому обществу и правовому государству в России не только чрезвычайно актуальна, но отличается новизной и сложностью в теоретическом и практическом отношении, носит комплексный и межотраслевой характер.
Переход от государства субсидий к истинно социальному государству, граждане которого не только пользуются социальными правами, но и выполняют обязательства друг перед другом и перед обществом, требует социологической рефлексии основных принципов социальной политики современности: профилактики социального риска и активизации человеческих ресурсов. На современном этапе развития России реформирование системы занятости связано с реструктурированием социальных институтов и организационных структур, способных обеспечить реализацию одного из важнейших направлений социальной политики. Радикальные трансформации российского общества, состояние социальной практики актуализируют социальный заказ на систематизацию данных, проведение сравнительных прикладных исследований по социальной политике и разработку практических рекомендаций в аспектах ресурсного подхода, активной политики занятости и адекватной социальной защиты населения.
Социологическое осмысление модернизации управления в системе занятости принимает во внимание процессы децентрализации и вопросы осуществления региональных принципов социального управления, рассматривает сложившиеся и новаторские практики достижения эффективности социальной политики в этой сфере. Актуальность диссертационного исследования определяется своевременностью анализа политики занятости как социального института цивилизованного общества и необходимого условия социальной стабильности, а также важностью социологического осмысления региональных принципов социального развития. С одной стороны, существуют общие тенденции и проблемы социального развития регионов России, с другой - вариативность и уникальность регионального опыта, опосредованные рядом социокультурных факторов. К ним относятся локальные социально-экономические условия, специфика социальной политики на местном уровне, практические инициативы субъектов управления социальных служб, характер связи практиков с системой социального образования и науки, межсекторное взаимодействие, возможности международного сотрудничества.
Степень разработанности проблемы управления в сфере занятости определяется серьезной научной традицией в исследованиях социальной политики, проблем труда и занятости мировой социологии и новизной постановки аналитических задач в русле модернизации региональной модели службы занятости. Проблемы безработицы, обеспечения занятости населения являются достаточно новыми для отечественной науки. Их актуализация связана с кардинальными социально-экономическими преобразованиями в России, формированием новых социальных практик и институтов, реструктурированием социального управления, появлением новых форм организационного обеспечения социальных процессов. В целом формулировка задач развития социальной политики в сфере занятости связана с осмыслением теории и практики социального управления в аспектах организации и эффективного функционирования. 4
Исследования проблем и механизмов институциального и организационного оформления социального государства являются достаточно традиционными и представлены на всех уровнях социологической теории. Исторически процесс разработки проблем социального порядка представляется как дифференциация общей проблемы социального регулирования. В то же время активно реализуется обратный процесс - формирование общей теории социальной организации и социального развития. Работы Э.Гидденса и П.Штомпки направлены на интеграцию существующих концепций и создание системной модели социального функционирования и социальных изменений. Проблемы социальной политики, социального развития и социальных профессий исследовались в рамках концепции государства всеобщего благосостояния, или социального государства: Дж.И.Колберг, Т.Маршалл, Т.Парсонс, У.Траттнер, З.Ферж.
Современное развитие системы социальной политики в России обладает особой спецификой, отличающей ее от остальных стран. Сегодня здесь формируются новые подходы к определению социальных проблем, методы анализа социальных реформ, объяснения социального развития, социальная политика как объект социологического исследования предстает в трудах К.С.Гаджиева, А.И.Григорьевой, И.Б.Гоптаревой, В.И.Жукова, Ю.М.Забродина, В.Н.Ковалева, В.В.Козловского, Ю.А.Левады, П.Розан-валлона, В.НЛрской. Общие вопросы социального благополучия чаще рассматриваются в контексте институциализации социальной работы (Е.И.Холостова, Т.Шанин), феномен социального настроения обсуждается в работах Т.И.Заславской, Ж.Т.Тощенко. Разработка социальных технологий по осуществлению форм и методов социальной работы с различными социальными группами достаточно активно ведется отечественными авторами: Е.Н.Барябина, М.Э.Елютина, И.Г.Зайнышев, С.А.Константинов, Э.К.Наберушкина, П.Д.Павленок, Е.Р.Смирнова. Кроме того, вопросы социальной политики связываются с занятостью населения, многозначно5 стью и полифункциональностью труда в жизнедеятельности социальных субъектов, возрастанием роли институтов профориентации, дополнительного образования и правового регулирования отношений в сфере занятости: Я.Корн, В.Т.Кривошеев, Н.И.Ловцова, В.П.Мошняга, Ю.К.Усынин,
B.Л.Чепляев. В последние годы написаны содержательные работы Д.Х.Гребениченко, В.А.Ильина, Е.М.Жирнова, В.И.Шувакова о социальной роли малого и среднего бизнеса в формировании рынка труда, о роли регионов в решении вопросов социальной защиты населения. Актуальным направлением в современной социальной политике становятся реализация принципа индивидуального реформизма, адаптирующего к различным ситуациям и нацеленного на поиск человеческих ресурсов, предоставление адекватных возможностей и средств для нормальной жизнедеятельности и обеспечения безопасности человека: Ю.М.Забродин, П.Розанваллон, В.Н.Ярская.
Междисциплинарные проблемы социальной политики презентиру-ются отечественной наукой преимущественно в качестве экономических и правовых, еще слабо эти проблемы конституированы как социальные, как объект анализа социологической науки. Вместе с тем проблема обеспечения занятости как объект социологической рефлексии представлена в нескольких аспектах. В первую очередь, это работы, посвященные проблемам рынка труда и социально-психологическим аспектам безработицы: Л.Гордон, И.Заславский, Н.Лапин, А.Никифорова, А.Котляр, Д.Тремблей конкретизируют научную проблематику в сфере занятости в период радикальной социальной трансформации. Проблемы безработицы на индивидуальном и групповом уровне рассматриваются в исследованиях
C.Дановского, С.Кузьмина, И.Мацкуляка, К.Микульского, К.Феофанова. Адаптационные функции системы содействия занятости рассматриваются в аспекте профориентации и профессионального переобучения безработных. Среди авторов работ, посвященных научному анализу этих проблем, 6 целый ряд отечественных ученых: Ю.Забродин, К.Кязимов, В.Т.Кривошеев, В.Чепляев, В.Петров, Н.Федотова. Регулятивную роль и методологические вопросы деятельности службы занятости на рынке труда рассматривают И.Дондокова, Г.Пошевнев, С.Рикка.
Важное значение для данного исследования имеют работы в области теоретических и практических приложений социологии управления и социологии организаций: И.Ансофф, П.Блау, Р.Мертон, А.Пригожин, П.Романов, А.Кравченко, С.Сивова, В.Щербина. Несомненный интерес имеют концептуальные модели И.Адизеса, Дж.Томпсона, Дж.Мейера, В.Скотта. В целях развития общей стратегии службы занятости имеют научную ценность исследования управленческого аспекта маркетинговой деятельности: Т.Левит, Д.Люк, Р.Уотерман, Р.Эмерсон. Организационно-управленческие аспекты исследуются в работах А.И.Пригожина, рассматривающего инновации в развитии организаций. Проработка принципов структурно-функционального развития системы службы занятости проведена Ф.Прокоповым.
Несмотря на широкий спектр исследований, которые могут рассматриваться в качестве научных оснований развития службы занятости как социального института, социально-управленческая перспектива в исследованиях проблем обеспечения занятости практически не представлена. Основной объем исследований службы занятости связан с исследованием локальных функций и конкретных направлений деятельности и не отражает проблему эффективности стратегии данной организации. Кроме того, требует дальнейшей проработки проблема институциальных аспектов развития политики занятости. Рассмотрение службы занятости как системы взаимодействия внутренних процессов и внешней детерминации становится сегодня важным объектом социологического анализа.
Целью диссертационного исследования является социологический анализ модернизации управления службой занятости в современ7 ной России. Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
• рассмотреть политику занятости как институт цивилизованного общества в условиях современной России дать характеристику основных социальных условий в сфере труда и занятости по Саратовской области провести анализ деятельности службы занятости в аспекте приоритетов социальной политики и состояния рынка труда
• показать необходимость модернизации управления системой занятости в современный период определить основные тенденции развития службы занятости как системы социального регулирования сферы занятости
• раскрыть особенности службы занятости как системы социального регулирования проанализировать основные научно-практические подходы к модернизации управления службой занятости, применить их к изучению организационного контекста управления службой занятости
• разработать программу, инструментарий и провести социологическое исследование представлений о приоритетах деятельности службы занятости среди персонала и работодателей осуществить интерпретацию организационного и институциального статуса службы занятости в аспекте модернизации управления
• сформулировать основные методологические принципы развития службы занятости провести анализ социальной перспективы службы занятости на основе результатов комплексного исследования процессов реформирования выявить социально-управленческие аспекты маркетинга рабочей силы в современных условиях.
Основная гипотеза диссертационного исследования: повышение эффективности службы занятости может быть обеспечено как через развитие общих стратегических установок, отражающих приоритеты социальной политики, регионального социального управления, так и через формирование адаптивной структурно-функциональной организации. 8
Объектом исследования является институциальный статус службы занятости в системе регулирования социальных процессов. Предмет исследования - социальные аспекты модернизации управления и развития регулятивно-адаптационной функции службы занятости на примере Саратовской области.
В качестве теоретических и методологических оснований исследования были использованы работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы социальных институтов, организаций и управления, социальных процессов и социального поведения, в том числе М.Вебера, Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, А.И.Пригожина, Ф.Прокопова, Е.Смирновой, В.Чепляева и В.Ярской. В разработке методологии прикладного исследования и инструментария использовались разработки В.Ядова.
Эмпирическую базу исследования обеспечили результаты социологического опроса работодателей и персонала служб занятости, проведенного в 1999-2000 гг. под руководством автора, а также информационно-аналитические материалы Минтруда России и Департамента федеральной службы занятости по Саратовской области. Анкетным опросом было охвачено 492 специалиста и руководителя службы занятости, 200 руководителей предприятий и организаций различных форм собственности.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач социологического анализа инсти-туциальных аспектов развития службы занятости, обеспечивающих адаптивность и эффективность организационной поддержки и реализации социальной политики в сфере занятости.
Научно-практическая новизна исследования представлена следующими позициями:
• по-новому осуществлена концептуализация проблемы развития службы занятости как организации и социального института в условиях повышения динамичности и неопределенности социально-трудовой сферы 9
• впервые регулятивная функция службы занятости рассматривается в широком контексте управления социальными процессами, с учетом ее влияния на другие социальные институты
• с новых теоретических позиций рассмотрены перспективы модернизации социально-регулятивной роли службы занятости и ее стратегических установок
• разработана авторская программа, инструментарий и проведено оригинальное социологическое исследование представлений о приоритетах деятельности службы занятости среди персонала и работодателей по-новому проинтерпретированы факторы внешней и внутренней детерминации деятельности службы занятости
• предложена новая модель развития службы занятости, позволяющая интегрировать ее в систему рыночных отношений.
Материалы диссертационного исследования расширяют и уточняют социологическую проблематику институциального и организационного анализа занятости. Результаты исследования имеют значение для оптимизации системы содействия занятости и повышения эффективности социальной политики. Основные положения диссертации могут быть использованы в социальном проектировании и менеджменте социальной сферы. Материалы работы полезны при изучении учебных курсов по социологии организаций и социальных институтов, социологии труда и занятости, могут быть рекомендованы для специалистов органов занятости, других органов управления социально-трудовой сферы.
Основные положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, были представлены на заседаниях кафедры социальной работы (1999-2000), методологических семинарах по социологии СГТУ (1998, 2000), симпозиумах и конференциях по актуальным проблемам занятости и переподготовки в Поволжском межрегиональном учебном центре (Саратов, 1997-2000), научно-практических семинарах в Ростове и Москве
1999-2000), семинаре для руководителей социальной сферы (Цинциннат-ти, США, 2000), «Культура, власть, идентичность. Новые подходы в социальных науках» (Саратов, 1999), «Здоровая семья - здоровое общество» (Саратов, 2000), «Социальная работа: проблемы и перспективы» (Москва, 2000), Первом всероссийском социологическом конгрессе (Санкт-Петербург, 2000). Материалы исследования были использованы при подготовке Программы содействия занятости населения Саратовской области на 1999-2000 гт. и Концепции деятельности Министерства труда и социального развития Саратовской области. По материалам диссертации опубликовано пять научных работ.