В Саратовском областном музее краеведения проходит удивительная выставка. Впервые в Саратове можно увидеть работы Олины Вентцель, главного художника московского музея кукол Галерея Анастасии Чижовой , который и предоставил музею экспонаты для выставки Всемирная история кукол .
Олина Дмитриевна Вентцель (1938 — 2007) не просто художник, она — создатель настоящего волшебного мира. Ее дипломной работой после окончания художественного отделения Ленинградского текстильного института была шелковая блуза Гамлета — Иннокентия Смоктуновского в фильме Г. Козинцева. Долгое время она работала художником-постановщиком по историческому костюму в театре и кино.
Последние 20 лет своей жизни Вентцель посвятила необычному творческому направлению — созданию фарфоровых кукол, став самым известным и признанным художником-кукольником России. Она не просто делала кукол — она создавала масштабные кукольные проекты, самый крупный из которых включал около 200 персонажей. Ее уникальное творчество получило признание во всем мире — авторские работы художницы хранятся во многих европейских музеях и в частных коллекциях Москвы, Амстердама, Нью-Йорка, Венеции, Парижа, Копенгагена, в том числе у Мирей Матье, Пола Маккартни, королевы Дании, известных деятелей политики и культуры России.
Открывая выставку, директор краеведческого музея Е.М. Казанцев сказал, о том, что нынешняя выставка это первый опыт совместной работы Галереи Анастасии Чижовой с региональными музеями России. И то, что Саратов стал первым, кто принял у себя уникальное собрание авторских кукол Олины Вентцель, не случайно. Выставка приурочена к 125-летнему юбилею музея и проходит при финансовой поддержке Министерства культуры Саратовской области.
Каждый экспонат выставки имеет свою историю, свое прошлое. В двух музейных залах расположились куклы, изображающие исторических личностей, литературных героев, сказочных персонажей. Они позволяют зрителям не только углубиться в историю, но и ощутить дух разных эпох.
Этот год объявлен Годом российской истории, которая немыслима вне контекста истории всемирной. И это обстоятельство делает выставку еще более актуальной. Выступая на открытии экспозиции, заместитель министра Саратовской области В.А. Баркетов сказал:
— Этот год насыщен многими знаменательными датами — 1150 лет основания российской государственности, 200 лет войне 1812-го года, 150 лет со дня рождения одного из реформаторов российской государственности П.А. Столыпина и т.д. Эта выставка позволяет прикоснуться к страницам отечественной истории, представить себе, как выглядели люди той или иной эпохи, конкретные исторические персонажи, познакомиться с литературными героями. В последнее время деятельность и нашего министерства, и музея краеведения направлена на то, чтобы познакомить жителей нашего города и области с теми музеями, которые составляют национальную гордость России. И эта выставка — из их числа.
Инициатором выставочного проекта была заместитель директора краеведческого музея по развитию Л.Я. Соломонова:
— Я впервые увидела эти замечательные произведения искусства четыре года назад в телерепортаже о выставке Олины Вентцель и была потрясена ее необыкновенными работами. Большинство из нас привыкли воспринимать кукол как игрушки, в которые мы играем в детстве, наслаждаемся в юности и в зрелые годы. Но куклы Олины Вентцель не просто куклы, это — образы.
С момента основания Музея кукол Галерея Анастасии Чижовой его бессменным директором является А.П. Генкин. Именно он привез в Саратов выставку Всемирная история кукол .
— Этот совместный проект состоялся благодаря инициативе Саратовского музея краеведения. Состоялся потому, что здесь работают замечательные люди, настоящие энтузиасты своего дела. Открывая выставку костюмированной фарфоровой скульптуры, мы представляем саратовцам творчество нашего главного художника. Олина Вентцель не только собирала и делала кукол, 20 лет своей жизни она работала над книгой Всемирная история кукол . Ее куклы утверждают вечные ценности. И сегодня в Саратове, в одном из крупнейших исторических и культурных центров России — и венценосные дамы, и юные принцы, и исторические личности. Художник создавала свои произведения, отдавая им частичку своего большого доброго сердца. Поговорите с этими куклами, загляните в их глаза и вы почувствуете, как талант был у мастера, их создавшего.
По образованию Олина Вентцель была художником по костюмам, и, в своем увлечении искусством создания кукол она очень тщательно относилась к их костюмам. Как рассказала искусствовед галереи Анастасии Чижовой Елена Егорова, по куклам Вентцель можно изучат историю костюма, историю стилей, когда незначительное отклонение от деталей объясняется лишь невозможностью достать материал, бытовавший в 17 или 18 веках.
— Когда художник делала кукол, она немного меняла пропорции, чтобы куклы воспринимались именно куклами, а не скульптурами. Но портретные куклы Наполеона и Жозефины максимально приближены к историческим прототипам — точнее сделать просто невозможно. Когда Олина Дмитриевна делала кукол, она работала с историческими источниками, гравюрами. Куклы всегда делаются по одной технологии — придумывается и продумывается эскиз, делается модель из пластилина, по ней делается отливка из гипса, потом отливка из фарфоровой массы головы, рук и ног куклы. Внутри кукол шарнирный каркас, набитый мягкими материалами. Благодаря этому куклы не становятся просто фарфоровыми статуэтками — они подвижны, им можно придать любую позу. Потом куклу одевают, делается соответствующая атрибутика. В среднем изготовление такой куклы, а за свою жизнь Олина Дмитриевна сделала около 200, занимает от двух месяцев до полугода. В точности повторить куклу практически невозможно, уникальные авторские экземпляры существуют в единственном экземпляре.
На выставке представлено более пятидесяти кукол: Цезарь, Мария и Иосиф, Наполеон, Марк Антоний, Нефертити, фараон Эхнатон, маркиза Помпадур, Генрих VIII, Анна Каренина. Каждая из работ Олины Вентцель привлекает внимание не только точным портретным сходством, но и тщательно продуманными, выверенными с точки зрения принадлежности к определенной эпохе, роскошными костюмами из парчи, бархата, шелка. Художница использовала старинные (и искусственно состаренные) ткани и кружева, натуральные украшения, бытовавшие в тот или иной период, настоящие камеи, плюмажи, перья, вышивка жемчугом и бисером.
Один из залов посвящен пушкинской эпохе. Есть кукла, представляющая самого Александра Сергеевича. Ростовая кукла имеет 160 см в высоту, хотя на самом деле великий поэт, по мнению исследователей, едва ли был выше 150.
Во втором зале представлены куклы в исторических костюмах. Они воссозданы так скрупулезно, что по ним вполне можно изучать мировую историю материальной культуры.
Девизом выставки стали слова Наслаждаясь произведениями искусства, познавать . Несомненна образовательная ценность экспонатов, дающая возможность увидеть историю с необычного ракурса. Куклы здесь — не игрушки. В необычном и притягательном мире, который создала Олина Вентцель, воплощается жизнь как она есть, во всей своей многоликости. А ее масштабные проекты стали своеобразными иллюстрациями к истории человечества.
Выставка Всемирная история кукол будет работать до 4 июня.
Источник: газета Репортер №13(994) от 4 апреля г.
Выставка «Всемирная история в куклах»
Автор: Administrator.
15 марта в 15.00 часов в Саратовском областном музее краеведения открывается выставка «Всемирная история в куклах», экспонаты для которой предоставлены московским Музеем кукол «Галерея Анастасии Чижовой».
Впервые в Саратове можно будет увидеть работы Олины Вентцель (1938 – 2007) – главного художника галереи, члена Союза художников России, дипломанта российских и зарубежных фестивалей и конкурсов.
Олина Дмитриевна Вентцель окончила художественное отделение Ленинградского текстильного института. Ее дипломной работой была шелковая блуза Гамлета – Иннокентия Смоктуновского в фильме Г. Козинцева. Самым необычным и удивительным направлением последних 20 лет ее творчества стали фарфоровые куклы. О широчайшем признании Мастера говорит присвоение ей почетного звания «Мэтр музейной куклы», а также высокие общественные награды: орден «За возрождение России. XXI век» и медаль «За выдающийся вклад в коллекционное дело России».
Авторские работы Олины Вентцель хранятся во многих европейских музеях, а также в частных коллекциях Мирей Матье, Пола Маккартни, известных деятелей политики и культуры России. Королева Дании Маргретте Вторая писала о ее работах: «Эти куклы – настоящие произведения искусства. Их должно видеть как можно большее число людей». Олина Вентцель создавала масштабные кукольные проекты. Самый крупный включал около 200 персонажей.
На выставке представлено более 50 авторских работ, среди которых есть куклы в человеческий рост, созданные по особой, уникальной технологии, позволяющей делать их подвижными. Они изготовлены из фарфора вручную, в единственном экземпляре. Исторические костюмы выполнены с использованием приемов старинного кроя и шитья. Нередко при их создании использовались антикварные кружева и ткани, вышивка бисером, жемчугом, «самоцветами».
На выставке можно выделить несколько своеобразных литературно-исторических комплексов. Здесь представлены реальные исторические лица, знакомые нам по учебникам, популярным книгам и кинофильмам. Их окружают вымышленные герои литературных произведений, помогающие лучше ощутить эпоху, выстроить параллели, прочувствовать дух времени.
В одной из витрин представлены ростовые куклы: Пушкин и две дамы – аллегории Юности и Зрелости. Композиция с узнаваемым названием «…И в летний сад гулять водил» позволяет представить окружение юного Онегина: вот он сам, а рядом кукольные образы маленькой аристократки, няни, гувернантки.
На выставке представлены фрагменты всемирной истории. Древний Египет вызывает в памяти большинства из нас имя царицы Нефертити. В музее её можно увидеть рядом с фараоном Эхнатоном. Библейские персонажи представлены фигурами Иосифа и Мадонны с младенцем. Экспонируются фарфоровые изображения известных деятелей Древнего Рима: Марка Антония и Цезаря, а также знатной римлянки. Образы Весны, Флоры, Авроры как бы навеяны мотивами полотен Боттичелли. Возникающую здесь атмосферу венецианского карнавала делают еще более ощутимой куклы в изысканных костюмах: богатый венецианец, юный принц, нарядная дама, пажи и кавалеры. Европейскую историю представляют образы Генриха VIII, Анны Болейн, Елизаветы I, маркизы Помпадур, дворян в костюмах эпохи Мольера. Анна Каренина с сыном, Арбенин и Нина, Онегин напомнят о великих литературных и музыкальных произведениях. Названия «Дама с вуалью», «Дама в фиолетовом», «Незнакомка» неизбежно вызовут в памяти утонченных героинь поэзии Серебряного века.
Девиз выставки – «Наслаждаясь произведениями искусства, познавать». Она может оказаться интересной и полезной для учителей и школьников, для детей и родителей. Музей краеведения приглашает не только любоваться редкими и изысканными произведениями искусства. Мы обращаем ваше внимание на образовательную ценность экспонатов, на их уникальность, на возможность «увидеть» историю с необычного ракурса. Куклы здесь – не игрушки. Куклы – это красиво и познавательно.
Выставка будет работать с 16 марта по 4 июня.
куклы
17 ноября 2007 года Олина Дмитриевна Вентцель ушла из жизни.
Олина Дмитриевна Вентцель - один из самых известных и признанных художников-кукольников России. Долгое время работала художником-постановщиком по историческому костюму в театрах и на киностудиях (кинофильмы: “И ещё одна ночь Шахерезады”, “Осада”, “Случай в аэропорту” и др.)
С 1986 года художник работает над созданием авторских кукол из фарфора в исторических костюмах. Её произведения искусства получили высокую оценку не только в России, но и за рубежом.
Вентцель - единственный в мире мастер, создающий не просто кукол, а масштабные проекты, посвященные как различным историческим темам, так и жизни и творчеству великих людей. Ее творения - даже не куклы в обычном понимании, а своеобразная дворцовая скульптура, требующая определенного интерьера, соответствующего окружения, целого мира, формируемого вокруг нее.
Москва, Амстердам, Нью-Йорк, Венеция, Париж, Копенгаген – это далеко не полный перечень городов, в музеях и частных коллекциях которых находятся авторские куклы Олины Дмитриевны Вентцель.
К двухсотлетию со дня рождения А. С. Пушкина в Российском фонде культуры, Государственном музее А. С. Пушкина, Центральном доме художника (галерея “Вахтанов”) успешно проведена выставка “Пушкинский бал”. после чего, по приглашению Российского культурного центра в Дании, она была представлена на суд датских зрителей. Экспонировалась выставка в течение двух недель в Ратуше Копенгагена. За это время её посетили около семи тысяч человек.
Данное событие получило широкий отклик в прессе и на телевидении Дании.
В датском музее Великой Княгини Ольги Александровны, сестры Российского Императора Николая II, представлены одиннадцать портретных кукол: семья последнего русского Царя Николая Александровича Романова.
Благожелательное отношение Её Величества Королевы Дании Маргретты II и Гофмаршала Её Величества Лорда Чемберлена, являющегося председателем Фонда Г. Х. Андерсена, послужило поводом для начала работы над новым проектом, посвященным творчеству великого датского писателя Г. Х. Андерсена. Часть созданных персонажей из этого проекта выставлены в музеях “Леголенд” и “Ольга Люст” .
В январе 2007 года в ЦВЗ «Манеж» прошел Первый Московский международный фестиваль искусств «Традиции и Современность».
Олина Дмитриевна Вентцель была награждена бронзовой статуэткой Вера за лучшую авторскую работу в категории Прикладное искусство (кукла Венецианка ).
С 18 мая по 1 июня 2007 года в Государственном музее А. С. Пушкина прошла выставка работ Олины Вентцель Маскарад в Пушкинском .
На две недели залы музея были превращены в сказочное пространство, переносящее нас в атмосферу Венецианского карнавала и русского маскарада, главными действующими лицами которых с
Среди работ, представленных на выставке, легко узнавались представители царствующих династий, видные общественные деятели, актеры, художники, а также сказочные и мифологические герои.
Около 150 авторских фарфоровых кукол Олины Дмитриевны Вентцель хранятся в галереях, музеях и частных коллекциях России, Европы, Америки.